Гистограмма в Adobe Lightroom

О том, что такое простая гистограмма в современной фотокамере и как ее использовать в момент съемки, написано довольно много.  Грубо говоря, гистограмма позволяет оценить количество светов и теней и определить - есть ли на кадре "выбитые" света или "убитые" тени. Если произошла ошибка - остается только откорректировать параметры съемки и переснять кадр.

Сегодня же поговорим о гистограмме и ее использовании в Adobe Lightroom. В отличие от камеры, в лайтруме гистограмма не только индикатор текущего состояния, но и инструмент по улучшению фото.  Стоит отметить, что, в общем и целом, принципы работы с гистограммой в Lighroom совпадают с принципами работы в любом другом графическом редакторе.

Что такое гистограмма?

Если вы все еще не знаете что это такое, запустите Lightroom, перейдите в Develop модуль и обратите внимание на красочный "график" в правом верхнем углу.

На первый взгляд она кажется очень загадочна и сложна, но на самом деле все довольно просто. Концепцию можно понять всего за несколько минут, а затем полученные знания вполне можно использовать для анализа своих фотоснимков.

Зачем вообще смотреть на гистограмму?

Если вы новичок, то возможно у вас возникнет вопрос, зачем вообще обращать внимание на гистограмму? Вы ведь и так можете редактировать фото, без всяких гистограмм! Одна из причин - печать.  Фотография на мониторе, и напечатанная фотография - не одно и то же. Да и мониторы могут сильно отличаться. Настройками, цветопередачей, яркостью, контрастом... поэтому если фото на вашем мониторе кажется идеальным и вы выкладываете его в сеть, чтобы похвастаться работой, может оказаться что ваши друзья увидят совсем не то что видите вы.

Cнимок может выглядеть совершенно на вашем мониторе Apple Cinema, но оказаться "слишком темным" на ноутбуке вашего друга.

Чтобы не разочаровать тех, кто будет смотреть снимки, надо понимать, как будет выглядеть фото на "среднестатистическом" мониторе. Для этого и пригодиться гистограмма, по которой можно получить техническую информацию о снимке - тенях, контрасте, яркости...

Что означает гистограмма??

Что есть что на "цветастой радуге" гистограммы в Lightroom?

Попробуем разобраться на примере.

Цифровой снимок состоит из пикселов (точек). Гистограмма показывает нам плотность распределения пикселов снимка по их яркости.  Левая часть отвечает за темные пикселы (shadows), правая за светлые (highlights). Или - крайне левая часть это "абсолютная тьма ",  а правая - "абсолютный свет". Звучит пафосно, но зато четко отражает суть.

Понять, что такое "плотность пикселов" тоже не сложно.  Обратите внимание на пример выше. Видно что "пик" гистограммы смещен вправо.  Это значит что в данной зоне яркости находится большинство пикселов снимка.   Другими словами – большинство пикселов на этом снимке - светлые.

Даже не видя снимок, можно сказать, что он очень светлый, «выбеленный» , но детали в светах еще не потеряны, так как наша гистограмма еще не вышла за правую границу.

Потери.

Самое главное, на что следует обращать внимание при анализе гистограммы - потери.  Потери означают, какое количество пикселов на снимке абсолютно черные или абсолютно белые. Что в свою очередь означает, что часть или даже все детали в тенях или светах будут потеряны. Массу примеров потерь можно найти в "среднестатистических" снимках -

темные волосы, слившиеся в однообразную черную массу - не что иное как потери в тенях. Белое небо в ясный день - яркий пример потерь в светах.

Для того чтобы определить потери нужно обратить внимание на края гистограммы.  Если гистограмма обрезается слева, значит имеем потери в тенях. Если справа - в светах.    

На скриншоте  показаны 4 ситуации (по часовой стрелке от левого верхнего примера)

 

  1. Нет потерь
  2. Есть некоторые потери и в тенях и в светах
  3. Есть значительные потери в тенях
  4. Есть значительные потери в светах

 

Можно поспорить, что по крайней мере 2 из 4 показанных гистограмм дадут низкое качество снимка при печати, вне зависимости от того что мы видим на экране. 

Но тут есть важный момент.  Не все потери страшны!  Нам не страшны большие потери в тенях, если мы снимаем, допустим, свет  от фонарного столба темной августовской ночью. И не страшны потери в светах, если мы снимаем лист абсолютно белой бумаги.

Наша задача определить, где происходят потери, и принять решение - допустимо это в данном случае или нет.

Как идентифицировать потери?

В реальной ситуации работа с гистограммой подразумевает весьма небольшие коррекции параметров снимка. Но мы, чтобы наглядно увидеть разницу, ударимся во все тяжкие.

Посмотрите на фото ниже.

Видно, что мы имеем некоторые потери в тенях и гистограмма это подтверждает.
Обратите внимание на маленькие треугольники в верхних частях гистограммы. Они покажут нам, где потери.

Если мы наведем мышку на треугольник справа , то на снимке потери в светах окрасятся красным цветом. Если на треугольник слева, то потери в тенях окрасятся синим. Клик на треугольнике или нажатие J позволит нам удерживать подсветку потерь постоянно в процессе работы.

Обратите внимание, что на данном снимке потери в светах малы и в целом являются приемлемыми. Чего не скажешь о тенях.

Реанимация потерь.

Если вы не спеша проведете мышкой по гистограмме в  Lightroom, то заметите, что граф гистограммы делится на 4 зоны, за которые отвечают соответственно 4 инструмента

 

  1. Blacks
  2. Fill Light
  3. Exposure
  4. Recovery    

 

Эти 4 инструмента находятся в панели Basic модуля Develop.  А использовать их можно двумя путями.

Можно тягать соответствующие "ползунки", а можно прямо на гистограмме.  Когда подсветится нужная область на графе, нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее подвигайте мышь вправо или влево.

Теперь, все что вам нужно сделать, это используя эти 4 инструмента привести гистограмму и изображение к желаемому виду. Опять же, в реальном случае, возможно, вам потребуется совсем незначительная коррекция, к примеру, чтобы вытянуть из тени отдельные детали.

Регулировка контраста при помощи гистограммы.

Гистограмму можно использовать не только для работы с потерями, но и для работы с контрастом. Если на гистограмме имеется явно выраженный "пик" куда как в кучу свалены все пикселы, то изображение будет иметь очень низкий контраст.

Если горб посередине - значит изображение блеклое. Лишенное явных теней и светов. Если справа - значит слишком "выбеленное", слева - слишком темное...

Понимая это вы можете принять решение о том, нужно ли делать что-то с контрастом или нет.

Обратите внимание на примеры ниже.

 

Гистограмма в Adobe Lightroom

 

Вывод

Гистограмма не просто бесполезная картинка. Как видите, при ее помощи вы можете править изображение, даже не глядя на него, определять потери и контраст и при необходимости вносить коррективы.  Самое важное. Что с "хорошей" гистограммой вы можете быть почти уверены, что снимок на чужом мониторе или при печати будет выглядеть не сильно отличным от того, что видите вы на своем мониторе.




Источник: PhotoTuts+

Комментарии

30 ноября 2010 16:18 от UncleSam
Наверное, еще до начала работы с гистограммой надо порекомендовать отрегулировать монитор, у большинства оно редко бывает правильно сделано
30 ноября 2010 17:00 от Алексей Светлаков
Да! Советую всем для работы с фото
1) Не использовать мониторы на TN матрице и ее разновидностях - ищите матрицы PVA,MVA, S-IPS
2) Не пользоваться ноутбуками
3) Не пытаться калибровать монитор "на глаз" при помощи Adobe Gamma - отнесите монитор в мастерскую где смогут откалибровать специальным прибором - разница вас может поразить.


:)
1 декабря 2010 00:27 от FotoLife
У меня не откалиброван монитор, но давно мечтаю об этом В связи с этим вопрос А как буду выглядеть снимки на мониторах других людей, у которых монитор будет все так же не откалиброван Будет же наверно разница в цветах и насколько она будет значительна
1 декабря 2010 14:05 от Алексей Светлаков
FotoLife - сложно ответить на такой вопрос. Вариантов масса. Как основное - фото будет светлее или темнее, не будет видно каких то цветовых оттенков, цвета будут чуть чуть другие.
2 декабря 2010 16:20 от alex
так как устранить black clips
2 декабря 2010 16:33 от Алексей Светлаков
Устранить потери полностью почти невозможно если они есть. На то они и потери.

Можно или нет устранить зависит и от того, насколько сильны потери и в чем сам снимок - RAW или JPEG

Из raw еще что то можно "вытянуть" указанными инструментами, а из джепега - намного тяжелее. Потеря в тенях (black clip) - это то, что превратилось в однородную черную массу. Если в RAW информация об оттенках черного в этой массе еще может до определенной степени сохраниться (именно с этой информацией и будут работать инструменты программы), то в JPEG это будет реально черное пятно без какой либо информации для восстановления.

В статье не случайно говориться о том, что в реальной ситуации, изменения значений скорее всего будут незначительны, потому что если снимок изначально "угроблен", то программе просто неоткуда взять "потерянную" информацию.
6 декабря 2010 08:55 от Миття
Следует учесть, что печать в фотолаборатории даст дополнительную потерю в светах и тенях Для пользователей Лайтрума где значение цвета даётся в процентах рекомендую запомнить цифру 4
Всё, что ниже 4% на печати будет выглядеть чёрным Всё, что выше 96% 100-4=96 на печати будет выглядеть цветом бумаги

Для пользователей Фотошопа где гистограмма в 8-мибитном представлении цвета рекомендую запомнить цифру 10 Всё что темнее 10 единиц будет на печати чёрным и без деталей Всё, что выше 245 255-10=245 на печати будет цвета бумаги света выбиты

Всё вышесказанное основано на личном опыте Вы всегда можете сделать тестовую таблицу и отпечатать её в вашей проверенной временем фотолаборатории У вас могут быть и другие значения Особенно если фотолаб не сильно заботиться о качестве печати

Некоторые рекламные фотографы рекомендуют придерживаться ещё более жёстких правил: тени - не менее 16, света - не более 242 единиц


Чего-то у меня пропали все знаки препинания и все скобки в предыдущем сообщении
Поэтому оно выглядит абракодаброй
6 декабря 2010 17:18 от Екатерина
Насколько я поняла, в идеале пик должен быть в середине гистограммы, так
6 декабря 2010 17:44 от Алексей Светлаков
Нет. Идеальной гистограммы вообще нет - зависит от снимка. Если у вас пик будет в середине, значит большинство цветов будут в зоне "среднеяркие" - то есть "серная" низкоконтрастная картинка как на верхнем примере с шариками.

В идеале - надо избегать больших потерь. Чтобы гистограмма не уходила за правый или левый край. Но опять же, это зависит от снимка. Если вы делаете ночной снимок, то потери в тенях не так страшны и неизбежны.
8 декабря 2010 17:12 от Алексей
Хорошая статья
Но и как большинство статей все поверхностно описано
Для новичка тяжело доходимо
Фраза: "править изображение, даже не глядя на него" ну совсем не укладывается в голове
3 января 2011 02:08 от Лидия
Отличная статья! Спасибо! Все ясно и понятно :
12 января 2011 09:51 от Фати
Действительно полезная статья, большое спасибо :
22 января 2011 09:33 от Amicus
Отличная статья, все кратко и понятно Спасибо
24 января 2011 21:53 от CurveS
Уважаемый gribnick, вы заставляете людей своей рекомендацией выкинуть свои мониторы на часто TNFilm матрицах и купить себе мониторы на S-IPS или PVA матрицах Лично я - полностью нарушаю ваши рекомендации и работаю на ноутбуке Acer Aspire и подключенному к нему монитору на TNFilm матрице Samsung 913N, до этого 5 лет работал на ЭЛТ мониторах Mitsubishi Diamondtron - что скажу после них даже самый-самый NEC на P-IPS матрице - не более чем тонкая LCD панель, там была просто бешенная цветопередача, недостижимая никакому более устройству выводаНо это раньше, мне лично работая даже на TN матрице - особого дискомфорта не ощущается, я смотрю всегда под прямым углом и головой при работе не верчу, яркости его в 300 кандел на метр^2 и честных 700:1 контрастности хотя опять же обычно TN матрицы выдают не то что написано хватает и я его в Atrise Lutcurve на более или менее картинку все-же откалибровал
Что касается чего-то большего - то если будет необходимо взять, то возьму себе что-нибудь на S-IPS или E-IPS или на PVA Пока такой необходимости не испытываю
Ваш же совет скорее всего нацелен на тех, кто работает углублено с цветом но для тех кто пользуется конвертером Lightroom и/или Photoshop он 50/50 - скорее всего исключение, чем правило
1 февраля 2011 22:39 от murec
спасибо!
17 февраля 2011 19:06 от fuki
Товарисчи, подскажите пожалуйста, почему черно-белые RAW снимки lightroom преобразует в цветные при этом появляются ужасные шумы Подскажите где нажать, чтобы lightroom не проявлял инициативу :
Canon 5d
Lightroom 33
Camera RAW 63
11 апреля 2011 13:40 от klad
Спасибо за труд!
2 мая 2011 03:46 от AlexDEKO
Спасибо за инфу
Но во всех подобных статьях не сказано, что означает разная высота пиков и что значит, если верхушка пика срезается, или гистограмма наоборот плоская
8 июля 2011 13:33 от Faeton
Да уж… Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.
27 июля 2011 10:20 от Евгений
fuki, если вы читали про RAW-формат, то должны знать, что это НЕ графический формат, это описание того, что видит матрица
Идем дальшеЕсли вы читали про матрицы, то должны знать, что матрица сама по себе не воспринимает информацию о цвете, в цвет раскрашивает снимок RAW-конвертерв ЛР, либо в самом фотоаппаратепри помощи цветовых профилей
Чтобы на дисплее отображались результаты РАВ-снимка, конвертер фотоаппарата генерирует небольшую jpeg-превьюшку, которую вы, собственно, и видите на экране
пораскинув немного мозгами, можно прийдти к выводу, что если фотку в ЛР обесцветить, она будет выглядеть ПРИМЕРНОс учетом разницы в качестве самих экранов и разницы в цветовых профилях так же, как и на экране фотоаппарата

ой, чета точки фсе пропали ^^
25 августа 2011 22:28 от zmeyfly
Уважаемый CurveS
Не могу с вами согласится, используя колибратор монитора вы увидите на сколько TN моники искажают цвета и все их заявления об контрасте не больше чем танцы с бубном, в 90% таких моников матрицы вообще 4бита на канал, а все недостающие цвета логика моника просто выдумывает только ей известным способом Возможно вам повезло и матрица именно вашего экземпляра всего лишь не искажает цвета, но как я говорил 90% красный не совсем красный, а черный не черный, смещение идет в любую из сторон RGB треугольника Если вы не пытаетесь изменять цвета на снимке то только в этом случае вы получите при печати и просмотре на других мониках приемлемые цвета, обычно не только темнее или ярче, а скажем краснее, пурпурнее синее, да любое их сочетание
Собственным опытом сравнивал TN и IPS-H матрицы разница колосальная, но есть тонкость, в магазине где свет люминисцентных ламп и фоновая засветка искажает световосприимчивость можно и не заметить, разница видна если моники ставить рядо и выводить одну и туже картинку , желательно не только фотку, а лучше растянуть на два моника одно изо, посидеть за ними минут 5 Думаю результат вас начнет удивлять с того, что станет неудобно глазам и что то начнет мешать, дальше начнут проявлятся мелочи типа: различия цветовой температурыу TN с эти не беда а ужас, различия оттенков, различия гаммы Это не могут победить никакие настройки цвета для двух моников, а колориметры только приблизят к требуемым значения Как упоминул ранее, у TN моников температура смещена в более холодную температуру возможно для кажущегося контраста и буйства цвета в реальности котороге нет и быть не может У TN матриц очень много маркетинговых пудрилок мозгов, основные контраст, время отклика, динамический контраст Толку от этих параметров для редактирования цветов 0, как это ни прискорбно И да, эти параметры делают изображение четким стирая полутона, а в фотке это главное и не видеть разницу можно скажем если снимаете на телефон мыльницу, в них все и ориентировано похоже на такие фоти но качества и плавности перехода цвета добится почти нереально Если есть зеркалка то покупка IPS моника будет весьма кстати правда в довесок нужен колориметр, тут никуда не дется, все моники разные, видяхи тоже и как они настроены знает лишь китаец их выпустивший
30 сентября 2011 20:50 от Temik-21
Спасибо
11 октября 2011 06:51 от Rena
Интересная статья, спасибо
Немного расстроилась, правда У меня ноутбук и другого ПК не предвидится Значит ли это, что Лайтрум мне не поможет
11 октября 2011 11:37 от Алексей Светлаков
Rena для серьезного занятия фото, ноутбук вообще подходит слабо. По крайней мере стоит купить приличный стационарный монитор и подключать ноутбук к нему.
23 октября 2011 05:10 от CurveS
Уважаемый zmeyfly
Это ответ продавца-консультанта, особенно расмешило что если зеркалку купишь, тогда и IPS да ещё и с колориметром Это как пирожок, да ещё и с Coca-Cola
5 ноября 2011 00:54 от Wire
Статья хорошая Всегда страшилаь всего непонятного Гистограмма покинула список страхов навсегда
8 ноября 2011 14:56 от Максим
Спасибо большое за статью - очень познавательная и доступная для понимания Но очень бы хотелось прочитать ответ на вопрос AlexDEKO от 2 мая 2011 "Но во всех подобных статьях не сказано, что означает разная высота пиков и что значит, если верхушка пика срезается, или гистограмма наоборот плоская"
Если возможно, раскройте пожалуйста тему
Заранее, спасибо
15 января 2012 00:54 от Аристон
Присоединяюсь к предыдущему вопросу!
27 февраля 2012 16:39 от Zloblin
гуд статья
11 марта 2012 01:21 от senyaq
громадное спасибо

Добавить комментарий





Есть чем поделиться с другими фотографами?
Добавить статью

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.


Это тоже интересно:



Лучшие:





Архив

  • Февраль 2012 (1)
  • Декабрь 2011 (1)
  • Ноябрь 2011 (6)
  • Октябрь 2011 (9)
  • Сентябрь 2011 (3)
  • Март 2011 (1)