Сергей Доля. Как я обрабатываю фотографии.
Сергей Доля - один из самых популярных блоггеров России. К тому же путешественник и фотограф. Сегодня, с разрешния автора, публикуем статью Сергея о том, как он обрабатывает свои тревел фото при помощи Adobe Lightroom.
Как я фотографирую
При фотографировании я пользуюсь 3-мя простыми правилами:
- Все снимать только в RAW формате
- Вспышка - это зло. Если кадр темный, то лучше задрать ISO, чем пользоваться вспышкой (в последнее время я даже не беру вспышку в свои путешествия, чтобы не таскать бесполезный вес)
- При построении кадра всегда помнить о правиле третЕй (ударение на вторую Е). Поясню. Кадр можно разделить на три части по вертикали и на три части по горизонтали.

Главный объект фотографии должен находиться не по центру, а на левой или правой линии третЕй:

Если в кадре есть человек, то его взгляд всегда должен быть устремлен в длинную сторону кадра.
Если в кадре есть движущейся объект, то он всегда должен двигаться не за кадр, а в длинную сторону кадра:
При съемке ночью я пользуюсь штативом и спусковым тросиком. Например, для съемки фейерверков я ставлю приоритет выдержки на 4 секунды и коррекцию экспозиции делаю -1:

Сам я, к сожалению, никогда и нигде не учился фотографии. Книги по фотографии я тоже читать не люблю, так как все они очень занудные.
Я учился фотографировать, листая альбомы известных фотографов. Обычно, рядом с каждой фотографией указаны все установки фотоаппарата и рассказывается об условиях съемки. Здесь есть пара примеров таких альбомов.
В путешествиях я очень люблю фотографировать местных жителей, а они этого не любят. Я всегда стараюсь спросить разрешение на съемку. Сначала я широко улыбаюсь человеку. Потом показываю ему большой палец. Начинаю уходить. Останавливаюсь. Нерешительно смотрю на человека. Показываю на него, потом на свою камеру, потом опять на него и вопросительно киваю головой.
Обычно, после этого человек соглашается мне позировать.
Где и как я храню свои фотографии
Все оригиналы фотографий в RAW формате я храню на рабочем компьютере с помощью программы Adobe Lightroom.
Файлы переименовываю по схеме: ГодМесяцЧисло_страна_порядковый номер. Например: "20080715_iceland_210", "20080620_syria_020" или "20080924_nkorea_598".
Для каждого путешествия создаю свою папку. Эти папки прячу внутри больших каталогов с названием года, то есть, все фотографии, сделанные в прошлом году, хранятся в папке "2008", все фотографии этого года хранятся в папке "2009" и т.д.
Как я обрабатываю фотографии
Я написал подробные пошаговые инструкции с иллюстрациями о том, как я обрабатываю каждую фотографию.
Делаю я это сначала в программе Adobe Lightroom, а затем в программе Adobe Photoshop. Процесс максимально автоматизирован и занимает меньше 1 минуты на фотографию...
Начинается все с удаления плохих фотографий. Хороший фотограф не тот, кто много снимает, а тот, кто много удаляет.
Смотреть 30 фотографий из серии "я рядом с деревом в разных позах", как правило, никому неинтересно. Оставьте одну, самую яркую на Ваш взгляд, фотографию. Остальные - удалите.
Не оставляйте плохие фотографии!Оставшиеся снимки я переименовываю в соответствии с шаблоном описанным выше. Ко всем оставшимся фотографиям я применяю одинаковые первоначальные настройки, а именно:
- Добавляю четкости: Clarity +50
- Усиливаю второстепенные цвета: Vibrance +25
- Увеличиваю резкость (Sharpening): Amount 40; Radius 0,8; Detail 50; Masking 0
- Увеличиваю шумоподавление (Noise Reduction): Luminance 65
Удобно создать для этих настроек user preset и назвать его, например, Clarity-Detail-Noise. Чтобы не применять его к каждой фотографии отдельно, я применяю его к первой, затем выделяю все остальные с shift'ом и синхронизирую остальные фотографии с первой по этим параметрам (кнопка Sync справа внизу экрана):
Обработка каждой фотографии всегда начинается с одного и того же - кадрирования:

Я обрезаю все лишнее и неинформативное:

Часто на фотографиях "завален горизонт". То есть, линия горизонта идет не параллельно горизонтальной линии третЕй, о которой я писал ранее. В этом случае я немного поворачиваю кадр:
Следующим шагом я убираю виньетирование (затемнение в углах кадра), если оно присутствует. Ползунок Amount я тащу вправо, а ползунок Midpoint, наоборот, влево до достижения удовлетворительного результата:
Часто у фотографируемых сцен неравномерная освещенность. Из-за этого какая-то область Вашей фотографии может быть яркой, а какая-то, наоборот, затемненной. В последней версии Лайтрума для решения этой проблемы появился гениальный инструмент - градиентный фильтр. С помощью него Вы можете осветлить или затемнить часть кадра. Вызывается он нажатием кнопки "М". Например, на нашей фотографии автомобиль очень темный. С помощью градиентного фильтра можно осветлить только его, не затрагивая яркость остального кадра:
У меня "значение по умолчанию" для градиентного фильтра установлено на 0,6. Если этого не хватает, то можно подвигать ползунок в правой верхней части экрана (см. стрелочку) или использовать фильтр несколько раз, как на моем кадре. Именно применение этого фильтра сбивает большинство людей с толку, и они думают, что я использую технологию HDR.
Дальше я нажимаю кнопку auto и смотрю, какие настройки мне предлагает Lightroom. Обычно, они мне не нравятся, и я двигаю ползунки самостоятельно. Как правило, я прибавляю Fill Light до +10; Recovery я оставляю на 0; Blacks двигаю по вкусу, глядя на результат. Так же я могу подкорректировать баланс белого (справа сверху).
Если в кадре есть голубое небо, то я добавляю ему синевы и делаю облака более выразительными. Это можно делать во время съемки с помощью поляризационного фильтра, а можно с помощью пресета Matt's Deep Blue Sky.
Существует 3 уровня "усинения" неба. Я обычно пользуюсь первым, самым слабым, уровнем. Сравните результат. Финально отредактированная фотография без пресета:

И после использования пресета:

Важно заметить, что этот пресет так же увеличивает насыщенность красного, оранжевого и желтого цветов. Если в кадре есть люди, то кожа получается неестественного цвета. Уберите насыщенность этих трех цветов после использования. В нашем случае голубого неба в кадре нет, но применение этого пресета также дает неплохой результат:
Все! В Лайтруме обработка закончена. Теперь надо увеличить резкость фотографии для публикации в интернете. Для этого я экспортирую фотографию из Lightroom в формате TIFF (сначала я обрабатываю все фотографии, а затем экспортирую их все одновременно):
- Выбираю папку, в которую будут экспортированы все снимки
- Так как я уже переименовал все фотографии, то экспортирую их под собственным именем
- Настройки экспортируемого файла выбираю: Format TIFF; Color space sRGB; Bit Depth 8 bits4.
- Ставлю галочку Don't Enlarge и максимальный размер по каждой стороне 800 pixels5.
- Увеличиваю резкость для экрана (sharpen for screen)
- Ставлю галочку для подписи на фотографии: sergeydolya.livejournal.com
После того, как я экспортирую все фотографии, я запускаю Photoshop. Недавно, я скачал Action для Photoshop по повышению резкости от
pavel_kosenko. Если Вы заметили, то все мои фотографии, начиная со статьи о "Белой горе Подмосковья", стали значительно резче.
Это результат действия этого Action'а. Все, что я делаю, это захожу в Photoshop, выбираю File - Automate - Batch и добавляю резкости всем фотографиям в папке. Этот action можно скачать из статьи Павла о повышении резкости. Если Вы сами не сможете разобраться, как этим пользоваться (как не смог я), то Павел периодически проводит платные семинары, куда можно прийти со своим компьютером, и он Вам все настроит:
Все! Сохраняю фотографии "для web&devices" и после этого выкладываю их в интернет.Если Вы попробовали обрабатывать свои фотографии по моему алгоритму, то, пожалуйста, выложите результат в комментариях к этой статье. Желательно выкладывать исходный кадр и кадр после обработки.
Источник: СТРАНИЦА ВИРТУАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Комментарии
27 октября 2011 21:46 от Игорь
Спасибо большое,все так классно расписано и легко усваивается!!!
27 октября 2011 22:18 от Татьяна
Очень доходчиво Обязательно опробую плаг За него отдельное спасибо
30 октября 2011 23:56 от Robert
Отличная статья!спасибо Вам!
5 ноября 2011 09:39 от N_Ir_N
Большое спасибо! Все очень доходчиво и по делу!
9 ноября 2011 20:26 от beolife
Полезно, спасибо
10 ноября 2011 19:42 от nikesidoroff
Статья еще раз доказывает, что хорошую фотографию сложно убить любой обработкой, даже такой, как прописана здесь
Шумодав по умолчанию на 65 - позабавило : Это все равно что блур по Гауссу применять по умолчанию, а потом усиливать резкость и думать, что она вернется
У автора хороший вкус и видение картинки, но абсолютный пробел по технике
16 ноября 2011 20:56 от Алина
Абсолютный пробел по технике улыбнуло=
какая разница на сколько досконально человек знает технику, автор же пишет, что книги читать не любил, тк они скучны, и все же снимки передают отличный вкус
18 ноября 2011 18:41 от вова
я в корне не согласен с утверждением,что всегда нужно следовать "правилу" третейэто не правило вообще,откуда автор такое взялзакономерность,рекомендация - да,но не четкое правилов искусстве НЕТ правилесть закономерности и ЧУВСТВО КОМПОЗИЦИИтоже самое касается и направления движения,взгляданельзя все делать по рецепту и превращать творчество в армейский устав
видел КУЧУ фото,в том числе классиков,где эти тн "правила" не соблюдены,и где по какой-то "удивительной "причинехудожественное, образное видение мира на много больше глубины,чем в снимках многоуважаемого авторане в обиду автору
это рекомендации начинающим как максимумникакие рецепты не спасут,если нет виденияне об авторе
я не имею ввиду,что нужно забыть о рекомендацияхзолтое сечение и тппросто все зависит от данного конкретного случая
18 ноября 2011 18:45 от Константин
Вова
Для того чтобы отступать от правил, надо сначала научиться им следовать
21 ноября 2011 12:38 от Илья
В изобразительном искусстве также в фото, архитектуре, скульптуре есть правила, довольно чёткие "Правило третей" - это по-иному: правило "золотого сечения" - та норма, которая благоприятно визуально воспринимается человеком "Чувство кадра" - умение расположить в своей плоскости различные объекты-предметы: тут автор всё правильно написал Все правила - это наш инструментарий, и им нужно, просто, умело пользоваться для достижения желаемого результата, и иногда идти наперекор им, если того требует ситуация например, чтобы "порвать" формат или создать композицию "на вылет"
Хорошая статья
12 декабря 2011 14:46 от Over There
Очень правильный подход А главное - доходчивый по фотоделу читать умные книги сложно, нужно начинать с малого Автору спасибо большое!
17 декабря 2011 00:42 от Be.eY
Спасибо!!!
20 декабря 2011 12:13 от Alice1990
ОГРОМНОЕ, ПРОСТО ГРОМАДНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Для меня это очень полезная информация!!!!!!
6 января 2012 01:34 от Лерыч
Это же как нужно не любить фотографию, чтобы так снимать и такую херню писать
6 января 2012 01:43 от Лерыч
И запомните, Доля, горизонт Вам ничего не должен Согласен с Дохлокатяном
6 января 2012 21:47 от Дохлокатян-2
"Обработка каждой фотографии всегда начинается с одного и того же - кадрирования" - неправильно!
Начните с выбора папки Ваш пункт 1, после обработки в лайтруме
6 января 2012 22:11 от Таисия Т.
Ну что Вы граждане к фотохудожнику прикопались Написано-же русским языком - "никогда и нигде не учился фотографии"c Ну и не научился, подумаешь
11 января 2012 00:08 от Lis
Классно, просто и легко
"Фотография, которая занимает у вас более 5 минут на обработку, не стоит жизни"Ден Маргулис, эксперт по обработке цифровой фотографии
12 января 2012 20:24 от Артур
Спасибо, понравилось!
17 января 2012 00:44 от Серёга
Действительно - просто, доступно, легко
Большое спасибо
24 января 2012 00:24 от Wildman
Често говоря-всё доступно и популярно Respect с большой буквы!!!
1 февраля 2012 23:53 от Роман Горелов
974497-любитель, язык пока не поварачивается назвать себя фотографом :- , очень понравилась статья хорошие примеры, достаточно подробное и наглядное описание всех действий Добавил статью в закладки Большое спасибо, новкам действительно будет полезно :-
10 февраля 2012 02:49 от Евгений
Спасибо! Открыл с вами Lightroom Понравилась статья, легко и доходчиво! Добавил вас в закладки Не понял только про Photoshop, установить Action получилось а применить - не разобрался, требует пароль или я что не так делаю
13 февраля 2012 22:50 от tablegenerator
Спасибо огромное Уже попробовал Кстати тоже установил Action, а применить не получается
20 февраля 2012 16:32 от Андрей BRAiN
"Абсолютный пробел по технике" Гы гы гы 65 - нормальный уровень шумодава при исо выше 400 зависит, правда, от аппарата, учитывайте, что автор снимает пейзаж и репортажку Таисия Т, видимо очень хорошо научилась фотографии, так хорошо, что аж сказать нечего конкуренты блоггеры или просто тролли А статья, на мой взгляд, несколько слишком безапелляционная, Ну не все же хотят шумы давить, да и шарп на автомате, тоже как то Но это для тех кто знает Туристические фоттки - вполне пойдет В общем, полку го то есть, начинающих фотографов прибудет теперь, глядишь и кто великий отыщется
6 марта 2012 10:43 от Алеся
ой, мужчина, вы просто гений для новичков!!!! то как вы рассказываетедоступнее не придумаешь! спасибо Вам за советы! будем пробоватьотличный сайт
11 марта 2012 16:35 от Eino Pessi
Уважаемый Сергей Доля! Отлично написано:доходчиво и доброжелательно! Не обращайте вниманиие на злопыхателей У Вас отличные Фотографии! Они все интересные! Я ещё не видел у Вас плохих Фотографий Спасибо Вам!
|
|
27 октября 2011 21:46 от Игорь
Спасибо большое,все так классно расписано и легко усваивается!!!
|
|
|
27 октября 2011 22:18 от Татьяна
Очень доходчиво Обязательно опробую плаг За него отдельное спасибо
|
|
|
30 октября 2011 23:56 от Robert
Отличная статья!спасибо Вам!
|
|
|
5 ноября 2011 09:39 от N_Ir_N
Большое спасибо! Все очень доходчиво и по делу!
|
|
9 ноября 2011 20:26 от beolife
Полезно, спасибо
|
|
|
10 ноября 2011 19:42 от nikesidoroff
Статья еще раз доказывает, что хорошую фотографию сложно убить любой обработкой, даже такой, как прописана здесь
Шумодав по умолчанию на 65 - позабавило : Это все равно что блур по Гауссу применять по умолчанию, а потом усиливать резкость и думать, что она вернется У автора хороший вкус и видение картинки, но абсолютный пробел по технике |
|
|
16 ноября 2011 20:56 от Алина
Абсолютный пробел по технике улыбнуло=
какая разница на сколько досконально человек знает технику, автор же пишет, что книги читать не любил, тк они скучны, и все же снимки передают отличный вкус |
|
|
18 ноября 2011 18:41 от вова
я в корне не согласен с утверждением,что всегда нужно следовать "правилу" третейэто не правило вообще,откуда автор такое взялзакономерность,рекомендация - да,но не четкое правилов искусстве НЕТ правилесть закономерности и ЧУВСТВО КОМПОЗИЦИИтоже самое касается и направления движения,взгляданельзя все делать по рецепту и превращать творчество в армейский устав
видел КУЧУ фото,в том числе классиков,где эти тн "правила" не соблюдены,и где по какой-то "удивительной "причинехудожественное, образное видение мира на много больше глубины,чем в снимках многоуважаемого авторане в обиду автору это рекомендации начинающим как максимумникакие рецепты не спасут,если нет виденияне об авторе я не имею ввиду,что нужно забыть о рекомендацияхзолтое сечение и тппросто все зависит от данного конкретного случая |
|
|
18 ноября 2011 18:45 от Константин
Вова
Для того чтобы отступать от правил, надо сначала научиться им следовать |
|
|
21 ноября 2011 12:38 от Илья
В изобразительном искусстве также в фото, архитектуре, скульптуре есть правила, довольно чёткие "Правило третей" - это по-иному: правило "золотого сечения" - та норма, которая благоприятно визуально воспринимается человеком "Чувство кадра" - умение расположить в своей плоскости различные объекты-предметы: тут автор всё правильно написал Все правила - это наш инструментарий, и им нужно, просто, умело пользоваться для достижения желаемого результата, и иногда идти наперекор им, если того требует ситуация например, чтобы "порвать" формат или создать композицию "на вылет"
Хорошая статья |
|
|
12 декабря 2011 14:46 от Over There
Очень правильный подход А главное - доходчивый по фотоделу читать умные книги сложно, нужно начинать с малого Автору спасибо большое!
|
|
|
17 декабря 2011 00:42 от Be.eY
Спасибо!!!
|
|
|
20 декабря 2011 12:13 от Alice1990
ОГРОМНОЕ, ПРОСТО ГРОМАДНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Для меня это очень полезная информация!!!!!! |
|
|
6 января 2012 01:34 от Лерыч
Это же как нужно не любить фотографию, чтобы так снимать и такую херню писать
|
|
|
6 января 2012 01:43 от Лерыч
И запомните, Доля, горизонт Вам ничего не должен Согласен с Дохлокатяном
|
|
|
6 января 2012 21:47 от Дохлокатян-2
"Обработка каждой фотографии всегда начинается с одного и того же - кадрирования" - неправильно!
Начните с выбора папки Ваш пункт 1, после обработки в лайтруме |
|
|
6 января 2012 22:11 от Таисия Т.
Ну что Вы граждане к фотохудожнику прикопались Написано-же русским языком - "никогда и нигде не учился фотографии"c Ну и не научился, подумаешь
|
|
|
11 января 2012 00:08 от Lis
Классно, просто и легко
"Фотография, которая занимает у вас более 5 минут на обработку, не стоит жизни"Ден Маргулис, эксперт по обработке цифровой фотографии |
|
|
12 января 2012 20:24 от Артур
Спасибо, понравилось!
|
|
|
17 января 2012 00:44 от Серёга
Действительно - просто, доступно, легко
Большое спасибо |
|
|
24 января 2012 00:24 от Wildman
Често говоря-всё доступно и популярно Respect с большой буквы!!!
|
|
|
1 февраля 2012 23:53 от Роман Горелов
974497-любитель, язык пока не поварачивается назвать себя фотографом :- , очень понравилась статья хорошие примеры, достаточно подробное и наглядное описание всех действий Добавил статью в закладки Большое спасибо, новкам действительно будет полезно :-
|
|
|
10 февраля 2012 02:49 от Евгений
Спасибо! Открыл с вами Lightroom Понравилась статья, легко и доходчиво! Добавил вас в закладки Не понял только про Photoshop, установить Action получилось а применить - не разобрался, требует пароль или я что не так делаю
|
|
|
13 февраля 2012 22:50 от tablegenerator
Спасибо огромное Уже попробовал Кстати тоже установил Action, а применить не получается
|
|
|
20 февраля 2012 16:32 от Андрей BRAiN
"Абсолютный пробел по технике" Гы гы гы 65 - нормальный уровень шумодава при исо выше 400 зависит, правда, от аппарата, учитывайте, что автор снимает пейзаж и репортажку Таисия Т, видимо очень хорошо научилась фотографии, так хорошо, что аж сказать нечего конкуренты блоггеры или просто тролли А статья, на мой взгляд, несколько слишком безапелляционная, Ну не все же хотят шумы давить, да и шарп на автомате, тоже как то Но это для тех кто знает Туристические фоттки - вполне пойдет В общем, полку го то есть, начинающих фотографов прибудет теперь, глядишь и кто великий отыщется
|
|
|
6 марта 2012 10:43 от Алеся
ой, мужчина, вы просто гений для новичков!!!! то как вы рассказываетедоступнее не придумаешь! спасибо Вам за советы! будем пробоватьотличный сайт
|
|
|
11 марта 2012 16:35 от Eino Pessi
Уважаемый Сергей Доля! Отлично написано:доходчиво и доброжелательно! Не обращайте вниманиие на злопыхателей У Вас отличные Фотографии! Они все интересные! Я ещё не видел у Вас плохих Фотографий Спасибо Вам!
|
Твитнуть
Есть чем поделиться с другими фотографами?
Добавить статью
Требуется для просмотра или выше.
Это тоже интересно:
Лучшие:
- ImageNomic Portraiture 2
- Сергей Доля. Как я обрабатываю фотографии.
- Как сделать хорошую фотографию?!?
- 22 совета по ночной фотосъемке
- Видеоуроки Photoshop. Имитация мягкого контрового света ...
- Рабочий процесс с Lightroom на примере одной свадьбы
- Принцип имитации стиля Дэйва Хилла
- Гистограмма в Adobe Lightroom
- Про композицию в картинках
- Рассеиватель для встроенной вспышки своими руками.


всё очень по делу, новичкам будет полезно